Автор: Геннадий Шеляг
За моими плечами солидная практика рыболова и большой опыт работы рыболовным гидом. Рыбачу я уже более 30 лет. А последние 18 работаю гидом, в лучших, на мой взгляд, лагерях мира — Харловке и Рынде, а также на кумжевой рыбалке в верховьях этих рек. На рыбалке случалось всякое и не раз мне довелось приходить на помощь к коллегам рыбакам и к своим подопечным.
Рыбак должен быть сконцентрирован не только на поимке рыбы, но и на собственной безопасности. Часто неприятности происходят буквально из ничего, что называется "на ровном месте". Тундра не прощает небрежности. Был случай, когда рыбак сломал ногу, просто оступившись. А несколько лет назад произошло довольно серьёзное происшествие на кумжевой рыбалке с Григорием Мальшаковым, у которого я был гидом. Правда, сейчас мы его вспоминаем с улыбкой. При заходе на точку рыбалки в воде, Григорий встал на очень крупный камень, который оказался "живым". Камень перевернулся и придавил ему ногу. Григорий был зафиксирован в очень неудобной позе. И всё осложнялось именно тем, что стояли мы по пояс в воде, а вся драма с прижатой ногой происходила под водой. При этом очень трудно было понять, что вообще произошло и как это выглядит на самом деле. Однако нога была серьезно прижата, затекала, и вытащить ее не было никакой возможности. Счет шел если не на секунды, то на минуты точно. В голове прокрутились различные варианты помощи, которые можно было осуществить. Можно было вызвать вертолёт, он был не так уж далеко, но поднимать им человека с застрявшей ногой – это безумие! Я попытался под водой сдвинуть каменную глыбу, но она была слишком тяжелой. Потом я подошел вплотную, подставил плечо и попросил Григория опереться на меня и попытаться вытащить ногу. Нам повезло, что именно этот ботинок на застрявшей ноге был не плотно зашнурован, и после определенных усилий нам удалось вытащить ногу из ботинка. Его потеря – ерунда по сравнению с тем, что могло произойти. Мы были перепуганы, но довольны своей находчивостью. А дальше я разделся, нырнул, и мне удалось выдернуть ботинок из-под каменюги. Ботинок тоже был спасён. Мы успешно продолжили рыбалку.
Вот ещё пример, что в обеспечении безопасности нет мелочей.
Очки для нахлыстовика – это безопасность!
Однажды мой норвежский гость пренебрёг непреложным правилом — рыбачить нахлыстом можно только в очках! А тем более в условиях сильного ветра. В общем, он загнал довольно крупную мушку в веко, в опасной близости к глазу. Я внимательно осмотрел место травмы и понял, что самостоятельно удалять мушку нельзя, могу серьёзно повредить глаз. Я вызвал вертолет, и в лагере врач оказал норвежцу квалифицированную помощь. Глаз не пострадал. Это были далеко не единственные случаи, когда мне приходилось помогать своим товарищам и гостям, действуя быстро и решительно.
Рыбак приходит на помощь гиду
Однако я никогда не думал, что нечто подобное произойдет со мной. А произошло вот что. В июле прошедшего сезона моим гостем на лососевой рыбалке на реке Рында был Владимир Рыбальченко – замечательный рыбак и интересный человек. В один из дней ловли все шло в штатном режиме. Поклёвки, выходы на мушку, сходы несговорчивой семги. Нам удалось поймать одного грилса, который был слабым утешением после двух серьезных сходов. Подошли к очередному пулу.
Я бросил под скалу рюкзак и подсак и пошёл в сторону большого и удобного, как мне показалось, камня, чтобы наблюдать за процессом. Не отрывая глаз от перспективного места ловли, я присел на камень. А дальше все произошло в доли секунды, в одно страшное мгновение. Неожиданно огромный и внешне вполне надёжный камень, вдруг, «ожил», резко покатился, и тут же сбил меня с ног. Я катился по небольшому уклону к реке и когда оказался в воде, этот злополучный камень накрыл меня, придавив руку к скале. Я взвыл от боли. Через мгновение я увидел и почувствовал, как Владимир пытается сдвинуть каменную глыбу, чтобы освободить мою руку. Но камень был совершенно неподъемным для одного человека. Попытка приподнять камень рукояткой подсака тоже ни к чему не привела – она тут же согнулась. Продолжая взывать о помощи и крича, что рука прижата, я надеялся уже только на чудо. Как вдруг я почувствовал, что камень стал шататься и придавленный локоть почувствовал некоторую свободу.
Владимир Рыбальченко сделал невозможное
Изо всех сил я стал пытаться выдернуть руку, пользуясь моментами раскачки глыбы, которые каким-то чудом смог осуществить Владимир. Превозмогая боль и боясь поранить руку еще больше, вырывая ее из-под камня с острыми краями, я инстинктивно понимал, что другого варианта просто нет. Руке стало немного посвободнее, и примерно с седьмого раза, после отчаянных попыток, мне удалось ее выдернуть. Не знаю, каким чудом Владимиру удалось раскачать и приподнять этот камень. Забегая вперед, скажу, что через несколько дней он рыбачил на этом месте с моим коллегой Юрием Струнниковым, и они вдвоём не смогли этот камень даже пошевелить.
Мне повезло, что в такой экстремальный и опасный момент в моей жизни, рядом оказался такой сильный, грамотный, решительный и сообразительный человек как Владимир Рыбальченко. Речь действительно шла о жизни, и счет шел на секунды. Видимо, я сделал в своей жизни до этого что-то очень хорошее, раз в этой ситуации со мной рядом оказался именно он.
Владимир вызвал вертолет. В лагере мне оказали первую медицинскую помощь, и я был окружён вниманием друзей и коллег по работе. Очень важно, когда именно в такие моменты чувствуешь поддержку. Уже через 15 минут я летел в Мурманск. Когда я переступал порог мурманской больницы, то готовился к самому худшему, но мне опять повезло. Никаких переломов, только сильный ушиб, ведь камень пролежал на руке около двух минут. Еще одним счастливым фактором в мою пользу стала вейдерсная куртка Simms Guide Jacket, которая была на мне в момент трагедии. Именно ее суперпрочный и жесткий материал на рукавах позволил выдернуть руку из-под острого камня с минимальными травмами. Это действительно куртка Guide — для гидов.
Из всего случившегося можно сделать вывод о том, что тундра требует предельной концентрации, и соблюдения всех мер безопасности. Здесь ни в коем случае нельзя находиться одному и, тем более, без связи. Трудно себе даже представить, что бы было со мной, окажись я в такой ситуации один, лежащий в воде, полностью промокший и придавленный каменной глыбой. Сейчас, анализируя все происшедшее, могу с уверенностью сказать, что Владимир Рыбальченко реально спас мне жизнь. Кто-то возможно скажет, что угроза была только руке. Я так не думаю. Но даже если рассматривать угрозу только руке, то вот что очевидно — рыбалка и нахлыст — это моя жизнь и я не могу представить свою жизнь без этого! И никому не нужно объяснять, насколько для этого нужны здоровые и крепкие руки.